Река это начало любого села и деревни. Человек, шедший в разведку перед переселением, прежде всего искал хорошую воду. Множество родников, близость леса конечно стали решающими факторами при выборе места для поселения чувашами основавшими Микушкинский надел
Микушкинский надел — условное обозначение территории купленной в 1756 году чувашами Цивильского уезда, у землевладельца Надыра Уразметова, сейчас это территории поселка Лесное (ранее Подлесное) села Большое Микушкино и деревни Малое Микушкино. Появление этого термина необходимо для обозначения исторической и юридической общности этих сел.
«Местами росла густая урема (лес, кусты растущие около рек) из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зеленными гирляндами хмеля и обвешенная палевыми кистями его шишек..» * Именно такую картину могли видеть первые переселенцы по берегам реки, которая скорее всего носила название Кайраклы.
Каракла — в переводе с башкирского означает «точильная». Этот гидроним повторяется в Альшеевском районе Башкортостана. Там происхождение гидронима связывают с наличием большого количества точильного камня по берегам реки. Современное название реки Чембулатка. Историю имен реки можно проследить в трудах П.С. Паласа.
В октябре 1768 года, путешественник побывал в Микушкино и описал берег маленькой речки Чумбулат, которая впадает в Сургут (стр. 158), но карта нарисованная к путешествию говорит что эта речка называется Кайраклы, а лес, окружающий село — Чумбулат.
Можно сослаться на ошибку картографа К. Фролова, но поражает количество гидронимов с похожим окончанием — Усаклы, Кармалы, Аргалы. А традиция присвоения имени человека лесу так же прослеживается рядом — лес Чок Темир (письмо Надыра Уразметова в берг коллегию).
«Бугуруслан течет по долине: по обеим сторонам его тянуться, то теснясь, то отступая, отлогие, а иногда и крутые горы; по скатам и отрогам их изобильно рос всякий черный лес; поднимаешся на гору — там равнина — не початая степь, чернозем в аршин глубиною. По реке и окружающм её инд болотам, все породы уток и куликов, гуси, бекасы, дупели и курахтаны вили свои гнезда разнообразным криком и писком наполняли воздух… водилась во множестве степная птица, дрофы, журавли, стрепета, крннепы и кречетки; по лесистым острогам жила бездна тетеревов; река кипела всеми породами рыб, которые могли сносить её студеную воду: щуки окуни, головли, язи даже кутема и лох...»
Именно так доносит Сергей Тимофеевич Аксаков, в своей семейной хронике, историю переезда семьи Багровых в Бугурусланский уезд.*
Эти описания вполне подходят для описания поймы реки Чембулатка и окрестных холмов.
Волшебство нетронутой природы влечет к себе, хочется её частички найти сегодня.