Не краеведы: совесть и деньги

В данной статье мы практически обратимся к вопросам, которые поднимаются в многочисленных романах о поиске кладов.

Блеск в глазах, затуманенное азартом и мыслями о наживе чувство совести все это признаки типичного кладоискателя. Вот такие экземпляры рода человеческого ходят по ночам, а иногда и среди белого дня по территориям сел и деревень, в поисках добычи. Многие могут сказать что никогда их не видели и их село они обходят стороной, но спешу вас огорчить — это далеко не так!
Для меня стало горьким открытием информация с одного из форумов самарских кладоискателей, туда я забрёл по одному из поисковых запросов связанных с историей родных сел. 

Судя по повествованиям особый интерес для копаря (так они сами себя называют) представляют места ярмарок, заброшенные поселения и как оказалось культовые места традиционной чувашской веры. Если изучать хронологию событий то первой жертвой в Исаклинском районе стало село Саперкино; судя по сообщениям его «исследование — ограбление» началось еще 2008 -2009 году, затем в 2010 году добрались до Микушкинских земель. 

По подсчётам самих копателей они разорили несколько киреметей у Саперкино и 2 -3 культовых места в районе Лесное — Микушкино. Позже по сообщению свидетельств были разграблены якушкинские и новоганькинские земли. Сейчас наши места считаются «выбитыми»; каждая пядь земли прослушана металодетекторами различных марок. Сами названия сел фактически стали нарицательными; часто встречается на форумах выражение «найти свое Саперкино». Часто приводятся сведения о масштабах этих вылазок; в отдельные дни насчитывалось более 20 машин. 

В множестве сообщений проскальзывает бахвальство знакомством с археологами и то что особую ценность для них стали труды Е. А. Ягафовой, где подробно описываются обрядовые особенности чувашской дохристианской веры.
Несмотря на внушительные объемы монет на киреметях и полную безнаказанность, есть другая сторона которая, как в любом романе о золотоискателях, сопутствует этому процессу. Сообщения о побочных эффектах в жизни расхитителей культовых мест скупы но от того и примечательны; кто-то из за череды случайностей вдруг решает отнести все монеты поднятые у заветных деревьев обратно, кто-то имея аналогичный опыт клянется что никогда не подойдёт к киреметям и меченным монетам. 

Можно с уверенностью говорить что на территории Саперкино, Микушкино, Якушкино, Новое Ганькино имеется (имелся) значительный пласт культовых памятников дохристианской веры чуваш. Сейчас этот слой разграблен, разрушен; монеты проданы нумизматам, а жители сел даже не почувствовали как у них под носом расправились с частью истории их предков.

Для всех кто относит себя к гильдии кладоискателей хочется напомнить о законах природы и сохранения энергии; они гораздо действеннее уголовного кодекса. К сожалению, очень часто, законы рынка и человеческой алчности сильнее здравого смысла. 

Что можно сделать?
Конечно самым главным фактором, который может нивелировать эти потери, является сбор и систематизация информации о традициях и культуре сел, расширение фондов школьных и районных музеев, возможно открытия узлового музея истории нескольких сел; история села должна перейти на уровень последовательного фиксирования всех событий с привязкой к персоналиям, достопримечательностям и документам. Материалы этого исследования должны быть доступны для подрастающего поколения в сети, использоваться на уроках истории, географии. Особую роль играет деятельность местных фольклорных коллективов, формирующих свой репертуар на основе устных преданий и материалах этнографических экспедиций. 

Площадкой для такого исследования может стать наш проект koz-trop.ru, где каждый может создать — описать отдельное событие или личность, вписать в историю интересную фотографию или документ.

Связано с заметкой «Не краеведы: совесть и деньги»

1274
Нет комментариев. Ваш будет первым!