Ягав, Иштул, Яниш, Карандай

Цифровой мир становиться все шире, мы его ругаем за духовную примитивность, геймификацию, однако именно благодаря новым технологиям информация становиться ближе. Индексирование материалов по краеведению и истории, автоматическое распознавание текста на отсканированном документе, позволяет нам стать ближе к нашей истории. Вашему вниманию представлю статью, написанную в Самарских епархиальных ведомостях в 1905, которая посвящена истории христианизации Старого и Нового Якушкина, Сухарь-Матака, Иштулкина (Самсоновки).

Если брать тезисное содержание, а оно довольно интересное, хочется отметить несколько фактов:

  • среди известных причин переселения из предыдущего места (Апакково, об этом мы уже рассказывали) указывается соперничество с вирьялами (верховыми чувашами); тут нужно отметить достаточно скудный объем информации, предоставляемый автором статьи;
  • информация о этническом составе — население этих деревень составляли исключительно чуваши и только в 40-х годах 19 века сюда поселилось до сорока семейств русских, выходцев из Шигровского и Тимского уездов Курской губернии за счет казны (т.е. целенаправленно);
  • находит подтверждение хлебосольная встреча местных жителей с войсками Пугачева;
  • в статье упоминается Иштул Ахметьев и Яниш Якушкин (Якушин), автор не упоминает Ягава Ангильдина (Якова) который видимо был отцом Яниша, а Яниш (судя по ревизии1795 года) был дедом Карандая;
  • крещение упоминается как инструмент получение привилегий, однако именно на почве крещения происходит разделение селений (Иштулкино, Сухарь-Матак определяются как христианские а Якушкинский куст называют языческим) и именно поэтому происходит образование селений, разделение первично единой группы;
  • всплывают интересные биографические данные по 97-ми летнему жителю Иштулкина, Никите Сергееву, которого крестили в Сергиевске; в 1756 году Сергиевский воевода Грот приписал жителей этих деревень в пригород Сергиевска;
  • храм в селе Новое Якушкино строили из сосен и берез, которые росли в священной роще рядом с приходской деревней Шунгут;
  • основные исторические сведения были взяты из церковной летописи, которую вел священник О. Ключарев, умерший в 1871 году от холеры (летопись, к сожалению, не фигурирует в известных мне архивных описях).

Данная статья была опубликована в трех номерах ведомостей за 1905 год, оригиналы статьи можно прочитать на нашем сайте.

Связано с заметкой «Ягав, Иштул, Яниш, Карандай»

67
Нет комментариев. Ваш будет первым!