Дом купца А.Ф. Кожевникова
В простенке на фасаде дома на Коммунистической, 5 мы видим деревянные «остановившиеся» часы-ходики с гирьками в изящном резном футляре и с вензелем «АФК» – Андрей Фролович Кожевников.
Про эти часы ходило много разных легенд, в частности утверждали, что часы установлены в честь умершей от тифа дочери А.Ф. Кожевникова Александры. Но всё оказалось немного по-другому. По сведениям купеческого старосты и метрикам купец А.Ф. Кожевников прожил долгую (скончался в 91 год), но полную горестей и бед жизнь. Сначала умер сын Никита до 1867 года, потом в самом начале 1870-х годов скончалась жена, затем в один год (в 1872 году) Иван в возрасте 36 лет и Петр в возрасте 19 лет. Сын Прохор Андреевич остался единственным ребенком у Андрея Фроловича. Прохор женился (супруга – Марья Михайловна). В 1867 году у Прохора Андреевича родилась дочь Надежда (дома называли Марья – такое встречалось в купеческих семьях), которая умерла до 1885 года. В 1871 году родилась дочь Александра, в 1878 году – Анна.
Дом по улице Коммунистической, 5 являлся частью единого комплекса зданий дворового места самарских купцов Кожевниковых в 1849 – 1895 годах, здесь работали их поташный и дрожжевинокуренный заводы, открылась первая в городе фабрика шведских спичек Г.Б. Кана – Л.Л. Зелихмана. В 1895 году место Кожевниковых площадью 1008 квадратных саженей – дом с часами, пластинная изба, нежилые службы и каменное здание, арендованное инженером Л.Л. Зелихманом, было приобретено знаменитым самарским купцом А.Н. Шихобаловым и далее продано Епархии Самарской и Ставропольской под устройство Епархиальной богадельни. В благоустройстве богадельни имени Царя-Миротворца, Императора Александра III принимал участие весь цвет тогдашнего самарского купечества и духовенства, губернаторы и вице-губернаторы. В доме с часами находилось мужское отделение богадельни, а здание бывшей спичечной фабрики Л.Л. Зелихмана было перестроено в изящную церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, открыты школа и приют имени самарского и ставропольского епископа Преосвященного Гурия для детей-сирот из семей священников. При архиепископе Гурии, известном своей миссионерской деятельностью, открылась не только Епархиальная богадельня, но и закончилось 25-летнее строительство нового Кафедрального собора, возведено много других самарских храмов.
В мае 1897 года самарские епархиальные журналисты так описывали бывшее дворовое место Кожевникова, а ныне Епархиальную богадельню: «Епархиальная богадельня находится на северо-восточной окраине Самары, на Петропавловской площади, недалеко от Епархиального свечного завода, в здоровой и сухой местности, с трех сторон окружена большими фруктовыми садами и в летнее время богадельная усадьба представляет из себя очень красивую загородную дачу, нередко останавливающую на себе любопытный взор самарского обывателя, летом обыкновенно обливающегося в городе потом от нестерпимой жары и задыхающегося от постоянных облаков пыли… Помещением для мужчин служит каменно-деревянный двухэтажный дом (ныне Коммунистическая, 5 – Авт.), фасадом выходящий на площадь, имеющий 7 х 4 1/3 саженей, покрытый железом, обшитый тесом и выкрашенный маслеными красками, внутри дом оштукатурен, стены его выкрашены масляными и клеевыми красками, полы – масляными. Помещение этого дома – просторное, светлое, теплое, сухое, – на каждого посетителя производит весьма приятное, жизнерадостное впечатление. В верхнем этаже его: большой зал, в котором одним из призреваемых священников совершается Богослужение, а также каждодневные утренние и вечерние молитвы; сюда же собираются пенсионеры послушать книги религиозно-нравственного содержания, читаемые одним из призреваемых священников, а иногда смотрителем богадельни… В другой половине верхнего этажа помещается спальня и имеются две отдельные комнаты для больных и престарелых пенсионеров, требующих за собой особенного ухода; тут же, в отдельной комнате помещается надзирательница и хожалка. В нижнем каменном этаже – кухня и столовая; во второй половине нижнего этажа – цейхгауз и кладовая для хранения съестных припасов. Женщины помещаются в деревянном флигеле (3 х 6 саженей), находящемся во дворе; он покрыт железом, обшит тесом и выкрашен снаружи масляными красками, внутри оштукатурен; стены выкрашены клеевыми красками, полы – масляными. В нем две больших комнаты, из которых в одной находится спальня пенсионерок, а в другой – умывальня, гардеробы и помещение для хожалки. Около дома и флигеля разбиты небольшие палисадники с деревьями фруктовых и других пород. Во дворе, довольно обширном, надворные службы: амбар, погребица, сарай для склада различных вещей, дровяник, а также – колодезь и баня».
Казалось, идеальное место. Но, по мнению начальства и насельников богадельни, всю картину портила спичечная фабрика Зелихмана, находившаяся в южной части усадьбы (ныне на месте храма на Коммунистической, 1) за фруктовым садом. Взаимоотношения владельца спичечной фабрики Льва Зелихмана и попечителя с пенсионерами изначально не сложились и в мае-июне 1897 года Л.Л. Зелихман переехал на новое место, а в его бывшем здании на территории богадельни летом того же года вспыхнул пожар. В октябре 1897 года было принято решение: «…обгоревший каменный дом, ранее занимаемый фабрикой Зелихмана ремонтировать и приспособить под церковь, а деревянный флигель – под приют для круглых сирот духовного звания от 4-летнего возраста до времени их поступления в учебные заведения». Осенью – зимой 1898 года епархиальным архитектором Тадеушем Севериновичем Хилинским был составлен проект церкви-школы (ныне церковь по Коммунистической, 1). Церковь-школа при епархиальной богадельне Императора Александра III и приюте имени епископа Гурия получилась «довольно обширная, вместимостью до 800 человек, светлая, с окнами на две стороны (северо-западную и юго-восточную), с высоким полукруглым потолком. Трапезная свободно могла быть разделена раздвижными переборками для школы и еще оставалось довольно места в передней части для молящихся одновременно со школьными занятиями в задней части».
С детства мы слышали и пересказывали легенду о доме с часами, иногда придумывая какие-то новые детали. Видели удивительные рисунки дома Кожевниковых художника и архитектора В.Г. Каркарьяна в его книгах и на открытках, перечитывали и пересказывали стихотворение самарского поэта М.П. Авдеева о легенде часов на фасаде. Образ дома с часами и всего места Кожевниковых на Петропавловской площади навсегда вошел в культурный код самарцев и потеря этого здания, конечно, станет совершенно невосполнимой.
Павел Попов
С 2009 по 2013 годы дом купца Кожевникова имел охранный статус, являясь памятником архитектуры регионального значения. Притом в списках ОКН он проходил как «Корпус епархиальной богадельни им. Государя Императора Александра III».
По материалам