А. С.Муренко родился в селе Богдановка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. В 18 лет был произведен в прапорщики, и 11.06.1855 г. заступил на военную службу в 16-ую полевую артиллерийскую бригаду. Участвовал в Крымской войне (1853-1856), за что был награжден памятной бронзовой медалью на Андреевской ленте. В1856г. при военно-топографическом депо департамента генерального штаба военного министерства было учреждено фотографическое отделение, занимавшееся копированием карт и планов и их уменьшением. Приказом по генеральному штабу от 14.03.1856 г. к нему был прикомандирован А.С.Муренко для практического и теоретического изучения светописи под руководством капитана Н.Г.Писаревского.
27.12.1856 г. произведен в подпоручики. В то время фотографии на мокром коллодионе — на стекле и на бумаге — уже практически вытеснили дагерротипный процесс. Владея этим новым методом обработки фотографий, А.С. Муренко стал участником экспедиции в Бухару, которая фактически стала его дорогой в профессию фотографа.
В 1858 г. из Оренбурга в Хиву и Бухару отправилась экспедиции под командованием полковника Генерального штаба Н.П. Игнатьева. Именно в этот промежуток времени фотограф экспедиции Антон Степанович Муренко сделал два первых снимка: портрет С.А.Батыршина (1825-?), переводчика Оренбургской пограничной комиссии, и вид Караван-сарая, оригинального здания в восточном стиле, построенного в 1842 г. по проекту архитектора А.П.Брюллова (1798-1877). По всей видимости, это первое фотоизображение Оренбурга.
У каждого из 28 снимков этого альбома есть своя история. Портрет Исета Кутебарова был сделан для поднесения Александру II, фотографии парохода «Перовский» и баржи лейтенанта Ковалевского для генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, другие фотографии дают представление о походной жизни, есть снимок освобожденных русских пленных в Бухаре, изображения семян сахарного сорго и гнезда ремеза, свитого из волокнистых растений, видимо, для научных и практических целей.
По окончании экспедиции альбом с фотографиями А.С. Муренко был преподнесен великому князю Константину Николаевичу. В 1860г. он удостоился серебряной медали Русского географического общества.
В 1861 г. он уволился сначала в бессрочный отпуск и предпринял трехлетнее путешествие-командировку по России с целью составить альбомы «видов и типов» (от ИРГО), а, выйдя в отставку, открыл в Саратове фотоателье (1861). На Нижегородской ярмарке у него был собственный «фотографный балаган». Он выпустил несколько альбомов: серию своих нижегородских фотоснимков, и с видами Самары и Симбирска.
Именно Муренко А.С принадлежат первые снимки многих городов Поволжья. Особый интерес для жителей Самарской губернии представляет подносной альбом наследнику от Самарского дворянства выполненный А.С. Муренко в 1869 г.
Информация о данном альбоме довольно скудна, сам альбом находится в ГИМ. В сети можно найти безимянные фотографии-черновики или копии фотографий из этого альбома.
На запрос в ГИМ о содержании альбома, пришел достаточно уклончивый комментарий, который не проливает свет на перечень собранных фотографий; в письме подтверждается принадлежность альбому следующих снимков:
1. Город Бугуруслан,
2. с. Палибино, принадлежащее Карамзным,
3. Мордовское-Аделяково,
4. Типы мордвы. Племя Эрзя,
5. Двор чувашина в деревне Старо-Якушкино,
6. Чуваши, типы,
7. с. Мансуркино,
8. Татарки села Мансуркино
9. Татары села Мансуркино
10. г. Бузулук,
11. Спасопреображенский монастырь близ г. Бузулука.
Фотограф является автором огромного количества фотографий значимых людей той эпохи. С его творчеством связана фотокопия портрета М.Ю. Лермонтова, с которой была выполнена знаменитая гравюра по стали Ф.А. Брокгауза в Лейпциге, 1865 год.
К сожалению его уход из жизни был одним из случаев волны самоубийств в Саратове в конце XIX века.
В заметке приводится биография А.С. Маренго из статьи Т.Н. Савиновой, блиографа Института степи УрО РАН