Руны земли Микушкинской

Иногда прошлое преподносит сюрпризы. Картла-ту — гора (холм) у подножия которой мы часто собирали землянику и вдруг это место становиться историческим памятником. Именно тут, как оказалось, когда то лежал огромный камень на котором были вырублены надписи.

В 1973 году в село приезжал Юмарт Геннадий Фёдорович – поэт, переводчик, текстолог, фольклорист. В материалах его экспедиции был записан рассказ жительницы села, который в последствии лег в основу другого исследования замечательного венгерского ученного А. Рона-Таш «Runic Inscription in the Kujbysev Region» — 1976. Обратимся к материалам этого исследования.

Высота камня составляла около 1,5 м. его длина около 4 — 5 метров и его ширина не менее 3 метров. Согласно воспоминаниям Анны Игнатьевны Михеевой (1911 г.р.), они танцевали вокруг (на камне) и пели песни. Письма имели ширину около одного аршина (70 см). Сколько символов рассказчик не помнит, но говорит, что было две линии. Были также точки, в которые можно было положить кулак. Камень лежал на земле. После Великой Отечественной войны камень разбили на части и с помощью трактора, утащили; камень был использован при строительстве фермы. Выше, на границах были мелкие резные фигурки. По словам А. И. Михеевой, с камнем не было связано никаких легенд.

Гора находится примерно в двух километрах от юго-западной части деревни.
В связи с этим особое значение имеет название горы. Карт-ла-ту — чисто чувашская композиция. Карт означает в чувашской «зарубке, нарезе, метке»; вырезать, пометить »и относится к глаголу карт-« разрезать выемку, разорвать». Композиция «карт патакки» теперь является термином для зубчатой рейки с надрезом. Если бы у чувашей был рунический шрифт, весьма вероятно, что они использовали термин «вырубить рунические буквы». Новые чувашские поселенцы, приходящие в Болшое Микушкино, назвали гору после того, как увидели «надрезанный камень», который возвышался над ландшафтом, независимо от того, имели ли они или не имели представления о том, что это был «помеченный» камень.
Название горы ясно показывает, что камень раньше 18-го века, и поэтому мы с большой вероятностью можем сбрасывать фальсификацию. Если это так, мы сталкиваемся с самой северной рунической надписью, относящейся к хазарской группе восточно-европейских рутинных сценариев.

Деревня расположена не очень далеко от реки Сок, около 180 км северо-запад от Куйбышева. Реку Сок уже упомянул Ибн Фадлан, который пересек ее по пути к волжским булгарам. Согласно Ибн Фадлану, эта территория была тогда населена башкирами. Если надпись Микушкино была рунической, она могла быть сделана перед введением ислама в этот регион, то есть в начале 10 века. Случай с венгерским рунообразным шрифтом показывает, что, несмотря на христианство и господство латинского алфавита, более ранний сценарий мог выжить и долго сохраняться в отдаленных районах.

В другом исследовании — Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1994.
Говориться о том что скорее всего это не надпись а набор родовых знаков (тамга) .
«А. Рона-Таш предполагал, что существование там двух строк по 5— 6 знаков; исключает возможность их отнесения к тамгам. Но их следует расценивать именно так. Об этом свидетельствуют, во-первых, аршинные (согласно источнику) размеры знаков, высеченных на гигантском камне (4—5 * 3 * 1,5 м), во-вторых, такие сочетании тамг на одном камне известны не только в Азии, но и в Европе (например, на отесанных блоках и колоннах, используемых не по прямому назначению, а так же, как и природные каменные вехи). Расположенные рядами тамги, первоначально воспринятые как надписи, найдены и на камнях в Европейской России. На блоках Маяцкого городища также известны тамги, выбитые в ряд.»
***
Мне бы хотелось обратить внимание на скромное упоминание танцев на этом месте, которые возможно носили ритуальный характер и были связанны с одним из праздников чувашского праздничного календаря. Сама гора является прекрасным обзорным местом (в этом вы можете убедиться посмотрев ролик с 50 секунды). Возможно что именно с этой точки первые поселенцы Микушкино (Микушка яле) осматривали местность и есть определенная вероятность, на наш взгляд, что эти знаки могли оставить первые жители деревни, обозначив «сделав зарубку» свою землю, так как традиция родовых знаков у чуваш существует и по сей день, а они, по начертанию, похожи на булгарскую традицию.
Возможно что данные знаки могли относиться к башкирским племенам кочевавшим на этой территории и конечно мы не исключаем возможности принадлежности данного памятника булгарскому времени.

http://www.jstor.org/stable/23657376?loggedin=true..
ЧУВАШСКИЕ РОДОВЫЕ ЗНАКИ (ТАМГА). Из статьи В.Ф.Каховского, 1962г.

971
0
Марина Игнатьева Марина Игнатьева 4 года назад #
Очень интересная статья, спасибо! Мы со своими воспитанниками пользуемся материалами вашего ссайта (ссылка на ссайт обязательно дается), делимся материалом на страницах нашей страничке vk.com/public164411711. В данным момент есть возможность поучаствовать в эко-конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», в номинации этно-экологическая журналистика, будем использовать с ссылкой на вас, ваш материал. Будем очень благодарны, если вы нам поможете с материалом о возникновении Большого Микушкино. Спасибо!
0
Сергей Кузнецов Сергей Кузнецов 4 года назад #
)) возникновение нашего села изучено насколько это возможно, осталось только из РГАДа заказать цифровые копии первой ревизии с первыми жителями села. Первые разведчики-крестьяне пришли в наши места скорее всего в 1753 году, в 1756 году упоминают деревню сразу два источника… о них я писал на сайте
0
Марина Игнатьева Марина Игнатьева 4 года назад #
За ответ-спасибо)Не могли бы Вы скинуть ссылку на статью про то, что Уральские горы берут начало у нас, там есть фото наших старых зернохранилищ, не смогли найти. Спасибо)