Башкирская стела
Исаклинский район
Характер памятника соответствует описанию башкирских святых; плитка в основании похожа на курганную насыпь из камней. Насыпь согласно традиции могла быть диаметром около 5 метров и высотой около метра. Интересно, что подобные культовые сооружения, являющиеся курганами кочевников I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э., широко распространенны, у скотоводов гор Ферганы, и в целом характерны для религиозных верований ранних кочевников Средней и Центральной Азии. Они также представляют собой округлые в плане и невысокие груды камней и почитаются иногда как локальные культовые объекты. Называются они по-таджикски санг-туда и по-узбекски тош-туда, что на обоих языках означает «груда (куча) камней». Надмогильный камень отправляет нас в Зауралье. Именно так описывается обряд погребения Сервай Нуретдинов. Публикуем выдержку из статьи.
Надмогильные камни были высотой от 30 см до 2,5 метров. В лесных районах над могилой ставили сруб из нескольких венцов в виде «костровой» конструкции. В лесостепных, степных районах, а также в Зауралье могилы обкладывались по периметру камнями. На кладбищах и сейчас на некоторых могилах можно увидеть такие столбы, срубы и каменные обкладки.
По легенде которая сохранилась в устных преданиях эта могила могла принадлежать башкирскому бию который принимал участие в сражении 18 июня 1391 года между Тимуром и Тохтамышем на стороне последнего. По легенде не все воины золотоордынского хана полегли на поле брани. Часть спаслось бегством. По имеющейся информации, одного из башкирских ханов, вассалов Тохтамыша, вынесли с поля боя верные слуги. Но хана не довезли до родного жилища - он скончался от ран.
Размышления
Предание которое сохранилось в селе Саперкино, о приезжавших башкирских всадниках носит информационный а не легендарный характер; скорее всего эта информация о истории памятника была получена в результате общения с башкирами.
Шенжере башкир племени Юрматы. Где так описываются события после битвы.
Юрт хана Амат Хамата распался. Бежав с небольшой группой людей, [они] переправились за большую реку и выкопали место для жилищ. Ночевали у речки, название которой Черная река . Хан сказал: что-то случилось, здесь как будто есть кладбище какого-то племени. Хан сказал, [что] среди похороненных есть один святой. Как только [хан] велел посмотреть могилу, [ее] тут же осмотрели. Увидели надмогильный камень. На камне написано: «отец Чулка». Хан сказал: очевидно, это и есть святой. В это время был восемьсот одиннадцатый год . Хан приказал вырыть и осмотреть [могилу], и, когда посмотрели, увидели, что могила обложена кирпичом, но удивительно: как живой лежит черноголовый краснощекий молодой человек. Хан сказал: ну, Шагали-бий, нет среди народа мудрее, чем ты; пусть будут твоими эти земли и эти воды, ты ухаживай за [могилой] этого святого; когда [хан] так сказал, Шагали-бий согласился, и по берегу реки Шадлык построили дома. На могиле святого Шагали-бий возвел стены, и каждый год, собираясь здесь, совершали молитвы. Прошло много времени, Шагали-бий ушел из этого мира. Похоронили его рядом с могилой отца Чулка.Соотношение названий топонимов; название "Черная речка" существует и сегодня неподалеку от села Саперкино есть село которое расположено вдоль высохшей реки это село так и называется "Черная речка".
Памятник может принадлежать башкирскому племени Юрматы, а погребение, на месте более древнего, Шегали-бию. Возможно что захоронение было не последним так как существовал обычай хоронить знатных представителей рода рядом с могилой святого. Гипотеза является личным предположением автора и претендует на оспаривание и уточнение.
Публикуется отрывок перевода шенжере башкирского племени Юрматы http://www.gasrb.ru/uf/file/blok_03_09-12-03.pdf.