Симбирская чувашская учительская школа
Ульяновск
На территории школьной усадьбы находилось шесть зданий: нижний корпус, деревянный флигель, здание домовой церкви, здание школьных мастерских, верхний корпус, здание мужского двухклассного приходского училища. Все здания сохранились до наших дней. В настоящее время в четырёх зданиях располагается Ульяновское училище культуры, в здании бывшей домовой церкви — храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов, а в «верхнем корпусе» — музей «Симбирская чувашская школа».
В 1868 г. гимназист И. Я. Яковлев у себя на квартире в Симбирске основал частную школу для чувашских детей. В 1871 г. она получила официальный статус Симбирской чувашской школы Министерства народного просвещения, а в 1890 была преобразована в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Большой вклад в ее становление и развитие внес И. Н. Ульянов (1831-1886), работавший в 1869-1886 гг. директором и инспектором народных училищ Симбирской губернии.
В дореволюционной Чувашии национальная интеллигенция была малочисленной, ее возникновение стало возможным лишь после утверждения правительством в 1870 г. особых правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». В Поволжье стали открываться начальные и двух классные училища. Главной базой подготовки национальных кадров стала Симбирская чувашская школа. Ее педагоги и выпускники активно влияли на развитие художественной культуры всего Поволжского региона.
Основная цель школы заключалась в том, чтобы распространить грамотность и образование на родном языке, подготовить учителей для обучения крестьянских детей - чувашей Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Уфимской губерний, издать книги на род ном языке по всем отраслям знаний, создать национальную художественную литературу, театр, музыку, изобразительное искусство, развить и распространить различные ремесла среди крестьян. И. Я. Яковлев стремился к просвещению не только родного чувашского, но и других народов. В Симбирской учительской школе обучались чу ваши, русские, мордва, татары, мари, удмурты. Учебный план школы имел светский характер. В основу ее работы были положены передовые педагогические принципы.
Подготовка кадров творческой интеллигенции - важнейшее направление формирования интеллектуального потенциала любого народа. Благодаря огромной работе коллектива во главе с И. Я. Яковлевым по всестороннему обучению учеников школа стала очагом зарождения чувашской профессиональной художественной и музыкальной культуры. Именно творчество народа И. Я. Яковлев считал ценнейшим сокровищем чу вашей, пронесенным через всю многострадальную историю. Он писал: «Самое ценное и удивительное, которое сохранили чуваши до наших дней, самое великое - это язык, песни, вышивка. У чу вашей сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок». (НА ЧГИГН. Отд.11. Ед. хр. 625. Л.5.) Школа являлась своеобразным национальным университетом, академией, консерваторией, театром для чувашского народа.
И. Я. Яковлев большое внимание уделял подготовке профессиональных музыкантов. О том, на сколько важны музыка и пение в системе воспитания, свидетельствует тот факт, что в его частной школе интернатного типа, еще не получившей признания у учебного начальства, был создан хор. Ос нователь чувашской школы не раз встречался с организатором «могучей кучки» М. А. Балакиревым, переписывался с петербургским композитором С. Г. Рыбаковым по вопросам организации и преподавания музыки с учетом национальной специфики чувашей.
Первым официальным учителем музыки Симбирской чувашской школы был назначен В. А. Калашников (домашний учитель детей Улья новых). Учащиеся знакомились с элементами теории музыки, упражнялись в постановке голоса, хорошо было налажено обучение игре на скрипке. В школе ставились сцены из оперы М. Г. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и других оперных спектаклей, проводились музыкально-литературные вечера, издавались сборники песен на чувашском языке. В. А. Калашников, С.В. Смоленский, Р. Н. Идобаев, И. М. Дмитриев воспитали целую плеяду композиторов и певцов. Среди них -Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, Г.Г. Лисков, Т.П. Парамонов, А. И. Токсина и другие.
В Симбирской чувашской учительской школе, готовившей специалистов прежде всего для работы на селе, основное внимание уделялось освоению традиционных видов чувашского на родного художественного творчества. Изделия столярной мастерской, которой руководили Н.Н. Сергеев, В.П. Павлов, М.Н. Петров, экспонировались на выставках в Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске и удостаивались золотых и серебряных медалей. Изобразительное искусство преподавали профессиональные художники, получившие высшее образование в учебных заведениях Петербурга и Москвы, С.Н. Огонь-Догоновский, Е. С. Сергеев, С. Львов, значительную роль сыграл Н.Ф. Некрасов, воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик известной тогда мастерской, которой руководили В.А.Серов и К.А.Коровин. С приходом Н. Ф. Некрасова рисование и живопись в школе стали преподавать профессионально, систематически, а число учеников росло. А. В. Китаев окончил Казанскую художественную школу, Т.В. Васильев, первый учитель искусства у известных чувашских художников XX в. Н.К. Сверчкова и М. С. Спиридонова в Яншихове-Норвашах, стал учеником школы Общества поощрения художеств в Петербурге, И.С. Максимов-Кошкинский, один из организаторов чувашского национального театра, поступил учиться в Казан скую художественную школу. С его помощью творчески развивался художник-самоучка Д. С. Архипов. К. В. Иванов, классик чувашской поэзии, считавший искусство важнейшим средством воспитания масс, готовился к поступлению в Петербургскую Академию художеств. В 1912 г. вышел в свет первый чувашский букварь с его иллюстрациями.
В Симбирской чувашской школе по инициативе И. Я. Яковлева был создан музей народного искусства, к научно-исследовательской работе которого привлекались преподаватели и учащиеся школы. Эстетическое воспитание будущих учителей здесь было поставлено таким образом, чтобы умело сочетать национальные культурные традиции с наследи ем мирового классического искусства.
Стали писателями обучавшиеся в Симбирской школе И.И. Иванов, И.Н. Юркин, Г.И. Комиссаров, А.В. Княгина, Т.С. Семено-Тайр. В Симбирской школе расцвел талант великого классика чувашской поэзии К. В. Иванова, видного поэта Н. В. Шубоссинни. Здесь же учились будущие писатели М.Д. Трубина, С.М. Лашман, Н.К. Патман. Под названием «Сказки и предания чуваш» И. Я. Яковле вым были опубликованы оригинальные произведения чувашской поэзии - баллада «Леший» М.Ф. Федорова, поэма «Нарспи» К.В. Иванова, поэма «Янтрак янтраве» Н.В. Шубоссинни.
Благодаря деятельности И. Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы отдельные представители Чувашского народа достигли высоких результатов. Несмотря на их малочисленность, наследие, оставленное ими, оказалось весьма заметным и ценным. И. Я. Яковлеву принадлежат такие строки: «Я всегда был убежден и веровал, что чуваши богом не обижены, не менее способны, чем русский простой народ. Если они до сего не представили выдающихся деяний, то можно сказать, что не было благоприятных условий. Я всегда видел доказательства, что чуваши во всех областях могут с успехом заниматься науками и искусства ми, в том числе музыкой и литературой».
Годы существования Симбирской школы явились периодом, весьма плодотворным для раз вития чувашской национальной культуры, письменности и профессиональной литературы, школ с преподаванием на родном языке, музыкального, изобразительного, театрального искусства.
Фото из группы https://vk.com/rodnoy_ulyanovsk