Юрий Александрович Андреев

1928 - 2010
Живописец, искусствовед, реставратор, коллекционер, старейший преподаватель детской художественной школы, знаток музыки и литературы.
Биография

Юрий Александрович Андреев родился в Самаре в 1928 г. Его детство прошло в доме на улице Симбирской.

В 1959 г. окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого. Затем искусствоведческое образование в Ленинграде, стажировка художником-реставратором в мастерских им. Грабаря, многолетняя служба в этом качестве в Куйбышевском/Самарском музее, преподавание в детской художественной школе. Начало Андреева-художника, как и многих его коллег-«шестидесятников», связано с творческим объединением молодёжи «ГМК–62» — Городским молодежным клубом – неформальным объединением творческой молодежи. Творческие работы Андреева разнообразны по жанрам и темам. Он автор станковых бытовых и исторических произведений, большого количества пейзажей, портретов и натюрмортов.

Военное детство-отрочество Юрия Александровича прошло в том числе и в селах Исаклинского района. Отражение этого этапа жизни мы находим в воспоминаниях-почеркушках; в главе «На земле Исаклинской. Были военных лет». В повествовании упоминаются фрагментарно Исаклы, Микушкино, Самсоновка, Боголюбовка, Мансуркино и ряд других сел; всплывают реальные картины жизни тыловых деревень без прикрас и героики.
«Пришли мы с матерью в Самсоновку (настоящее название Иштулкино). По избам сидели старухи с больными глазами да голопузые ребятишки. Тут же, в жидкой грязи, топтались телята с ягнятами. У девчонки постарше еле добились ответа, что взрослые на молотьбе. Пришла соседка. Получили за мой шарфик да ещё за что-то круглый кусок масла, замотанный в тряпку.»

«Так вот день в этом Переположном лесу. Лес ограждал деревню с севера. Сей­час вполне можно говорить об этом в прошедшем времени. Дело-то было больше полувека назад. Теперь, возможно, и нет там никакого леса. Утром случилось мне оказаться у выхода оврага к северному краю этого леса. Гляжу, высоченное дерево, а наверху огромное гнездо. Ну как же было не устремиться к этому гнезду. Полез. Лезу, лезу, всё выше, выше. Всё более широкие пространства открываются. Теперь уж сдается, что не только Якушкинские горы я увидел, но и Сух- Матакский бугор и Микушкинские высоты. Долез до гнезда — пустое. Какие-то мелкие косточки да пёрышки.»
...
«Большое Микушкино тоже как бы во впадине, хотя и приподнятой на обшир­­­ную высоту. Новая Боголюбовка одной улочкой притулилась под лесис­той го­рой. А Жу́ковка одной же улицей под Микушкинской высотой со спокой­ной от­ва­гой располагается в самом начале длинного пологого подъёма к Мансуркинской грани, к другому району, в общем, к Азии.
Когда случилось мне в начале сентября 1944 года под проливным дождём в те­чение шести часов месить грязь от Серных вод до Исаклов, примерно в поло­ ви­не пути, а точнее, пожалуй, ближе к Исаклам, довелось увидеть Обошино и Преображенку. Вот уж плачевная картина! Как будто уроненные или небрежно брошенные избёнки тулились по взгоркам и склонам без всякого порядка, лишь кое-где образуя кривенькие ряды.
Но Исаклы! Распахнув взгорья-крылья, покрытые лесом, глядят спокойным взглядом хозяина. Владыки и покровителя открытых перед ним просторов.»
...
Эти отрывки нельзя читать без основного контекста поэтому приложим полный текст «почеркушек» и каталог живописи Андреева Ю.А.

Юрий Александрович Андреев – знаковая фигура в судьбе многих своих учеников, для которых он был духовным наставником и мудрым учителем. 34 года он преподавал живопись, рисунок и композицию в ДХШ №1 г. Самары ( Куйбышева), за его плечами было 9 выпусков. Многие ученики Андреева, благодаря учителю сделали изобразительное искусство своей профессией, стали художниками, архитекторами, дизайнерами. В педагогических кругах Андреев известен как автор интересных методик преподавания, его деятельность много раз отмечалась дипломами и грамотами, а каждый учебный просмотр в его мастерской был событием для коллег.

Не забыть его великолепный юмор, головокружащее вдохновение, которое этот человек испытывал на протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни. С ним было интересно говорить об искусстве, бродить по улочкам Самары, рассматривать травки под ногами на Гавриловой поляне, удивляться миру, с ним было здорово читать стихи, шутить над собой и смеяться, путаясь в хитросплетениях его живой мысли.

03:48
337

Библиотека